Лечение зависимости от химических растворителей

Вдыхание паров растворителей — популярное развлечение в подростковой среде. Оно привлекает школьников возможностью увидеть красочные галлюцинации. О том, что по статистике, трое из десяти токсикоманов умирают на первом же «сеансе» от сердечного приступа или удушья, подростки, конечно же, не задумываются.

Команда клиники доктора Воробьёва в Краснодаре накопила огромный опыт лечения зависимости от растворителей. И готова помочь, если беда пришла в вашу семью. Звоните — первая консультация нарколога бесплатна.

Воздействие токсикомании растворителем на организм человека

Влияние растворителей на организм токсикомана определяется составом средства:

• Ксилол — вещество третьего класса опасности, относится к наркотически-судорожным ядам. Входит в состав растворителей Р-649, Р-650, РКБ-1, РС-1, РС-2. Зависимость от растворителя приводит к нарушениям в работе сердечно-сосудистой и дыхательной системах.
  • Сольвент при вдыхании вызывает сильное отравление, поражает печень и почки, снижает сопротивляемость организма к вирусам и инфекциям. Содержится сольвент в растворителях Р-24, РЛ-176, Р-2106.
  • Толуол входит в состав растворителей Р-4, Р 645-648. При вдыхании вызывает необратимые поражения центральной нервной системы, кроветворных органов, создаёт предпосылки для развития энцефалопатии.
  • Уайт-спирит — компонент растворителя РС-2. При долгом вдыхании негативно воздействует на центральную нервную систему, раздражает кожу и слизистые оболочки.

При вдыхании растворителя кислород в лёгких замещается парами летучих соединений. И наиболее чувствительные к кислородной недостаточности органы (центральная нервная система, сердце, почки, печень) начинают страдать. При этом подросток ощущает расслабление и приятный шум в голове. Постепенно сознание утрачивает ясность, всё вокруг кажется иллюзией. Краски и звуки становятся ярче. Человеку хочется бежать, танцевать, прыгать, летать, но координация уже сильно нарушена.

Если продолжать дышать ядовитыми парами, приходят «сны» или «мультики». Галлюцинации вначале словно проецируются на экране, затем становятся всё реальнее. Токсикоману кажется, что под ним обваливается пол, рушится потолок, иногда он путешествует в других галактиках или даже внутри своего тела.

Токсикомания растворителем обычно практикуется в группах. Иногда подростки собираются, чтобы стать участниками одного и того же «сна». И если это получается, в дальнейшем стараются полностью воспроизвести условия предыдущей встречи: место, время, даже позы. Длится кайф от нескольких минут до нескольких часов, но сами токсикоманы ощущают время по-другому: им кажется, что «мультик» идёт вечно.

Выход из опьянения при зависимости от растворителей мучителен — токсикомана неминуемо ждут тошнота, сильная слабость и головная боль, которую невозможно купировать привычными обезболивающими.

Признаки зависимости от растворителя

Токсикологическое опьянение летучими парами проявляется пошатыванием, нетвёрдой походкой, бессвязной речью, расстройством сознания и сонливостью. Если сеансы проводить регулярно, постепенно возрастает толерантность организма к ядам, подростку нужна всё большая и большая доза.

Психическая зависимость от растворителя формируется уже после 2–3 сеансов, физическая — через 1–2 месяца. Родителей должны насторожить:

• резкая потеря интереса ребёнка к вчерашним увлечениям, учёбе;
  • целый арсенал тюбиков и пузырьков в комнате или сумке подростка;
  • нарушения сна и аппетита;
  • агрессивность и раздражительность;
  • дрожание рук;
  • расширение зрачков;
  • отёчность;
  • частые носовые кровотечения;
  • сильная потеря веса.

Последствия токсикомании растворителем

Зависимость от растворителя часто заканчивается смертью — у токсикомана не выдерживает сердце, наступает удушье или во время галлюцинаций он попадает под машину, падает с крыши, наносит себе увечья, несовместимые с жизнью.

Ядовитые пары сильно повреждают внутренние органы, приводя к воспалению стенок желудка, кишечника. Сильно страдает костный мозг, из-за чего развивается тяжёлая анемия, возникают скрытые кровотечения внутренних органов. Но самый большой ущерб зависимость от растворителей наносит мозгу и центральной нервной системе — уже через месяц регулярных ингаляций у подростка снизятся умственные способности, ему станет сложно в школе. А через два года употребления токсикоманы неизбежно превращаются в инвалидов — слабоумие делает их абсолютно беспомощными.

Токсикомания ацетоном популярна в возрастной категории 10–16 лет. Многие взрослые наркоманы начинали именно с вдыхания химикатов, постепенно переключившись на более тяжёлые наркотики. Теперь они просто не представляют своей жизни без психотропов и очень сложно поддаются лечению.

Поэтому так важно обращать внимание на малейшие изменения в поведении и внешнем виде ребёнка. И если что-то вас настораживает — приходите на консультацию в клинику доктора Воробьёва. Зависимость от растворителей хорошо поддаётся лечению на ранних этапах, но приводит к необратимым последствиям, если пустить ситуацию на самотёк.

Этапы лечения зависимости от летучих растворителей

Лечение зависимости от летучих растворителей начинается с промывания желудка и назначения сорбентов. В тяжёлых случаях пациенту может потребоваться введение дофамина для поддержания сердечной мышцы и перевод на ИВЛ. Больной также нуждается в инфузионной терапии коллоидными и кристаллоидными растворами. Вывод токсикомана из абстиненции в клинике доктора Воробьёва контролирует анестезиолог-реаниматолог.

Следующий этап — психотерапевтическое лечение. При личных встречах врач выясняет причины возникновения зависимости от растворителей и помогает их устранить. Работает над формированием установки на трезвость у пациента. В случае необходимости применяет гипнотические техники.

Мы проводим лечение зависимости от растворителей только в стационаре. Пациенты должны провести в клинике не меньше 3 недель. Всё это время контакты с внешним миром ограничены: допустимы только встречи с близкими родственниками. Только так можно добиться «перепрограммирования» сознания и выхода в стойкую ремиссию.

После выписки мы остаёмся на связи с пациентом и его семьёй ещё год. Раз в месяц зависимый приходит на сеансы к психотерапевту. Администраторы клиники отвечают на звонки пациентов круглосуточно. Поэтому вчерашний токсикоман всегда может обратиться за помощью, если чувствует, что может сорваться.

Эффективность лечения пристрастия к вдыханию растворителя

Зависимость от растворителей успешно поддаётся лечению, если проводится по классической схеме:

1. Избавление от физической зависимости от растворителей — снятие симптомов абстинентного синдрома и проведение детоксикации.
  2. Психотерапевтическая реабилитация с помощью индивидуально подобранных методик.
  3. Социальная адаптация.

Если пренебречь хотя бы одним этапом лечения зависимости от растворителей, токсикоман вернётся к прежней жизни. Именно поэтому мы настаиваем на госпитализации и полной изоляции наркомана от привычного социума. А после выписки из стационара продолжаем работу не только с самим зависимым, но и его семьёй. Такой подход позволяет нам больше, чем в 90% случаев добиться у пациентов с зависимостью от растворителей стойкой ремиссии.

Стоимость лечения зависимости от химических растворителей

Условия размещения

Интервенция

по договорённости

Реабилитация — нормализация психофизического состояния, формирование установки на трезвость.

3–4-местная палата (сутки)

2-местная палата (сутки)